ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

 

   Посты. Правила их соблюдения

Постные дни и периоды установлены Церковью для упражнения верующих в воздержании; это - существенное пособие для духовной жизни, содействующее подчинению души и тела духу, а через это - Богу.

   Вопреки распространенному мнению, пост - это не просто отказ от определенных видов пищи. Такое воздержание - всегда лишь средство: во дни поста главное - очистить свою душу, ослабить воздействие  на нее страстных помыслов и греховных привычек, а телесное воздержание должно способствовать этому, дисциплинируя нашу волю и напоминая нам об особой важности дней поста. Кроме того, во время поста следует воздерживаться от развлечений, увеселений; естественно, что и употребление постной пищи по своему количеству должно быть умеренным и разумным. Соблюдение поста именуется также говением.

   Телесный пост может быть строгим и нестрогим. Строгий пост предписывает воздержание от мяса, молока, яиц и рыбы (в том числе и в составе различных блюд); при нестрогом посте рыба разрешается. Есть еще сухоядение (то есть пища употребляется без растительного масла), но это более относится к монастырской практике.

   Посты бывают однодневными и многодневными. К однодневным постам относятся  дни Крещенского сочельника (18 января), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября), а также все среды и пятницы в течение года, кроме приходящихся на Святки (с 8 по 17 января) и сплошные седмицы (так называются недели без однодневных постов). К сплошным седмицам относятся:
- седмица мытаря и фарисея,  - это первая подготовительная неделя перед Великим постом, предваряющим Пасху;
- сырная седмица (на масленицу уже не вкушается мясо, остальное же в среду и пятницу разрешается), - это третья подготовительная  неделя перед Великим постом, предваряющим Пасху);
- Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи;
- Троичная седмица - неделя после праздника Святой Троицы.
Все однодневные посты - строгие.
По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Крещения, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее в храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Пера и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

   Многодневных постов в церковном году четыре: Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Великий и Успенский посты - строгие, Потров и Рождественский - нестрогие, то есть в их продолжение, за исключением сред и пятниц, разрешается рыба. Окончание многодневных постов приходится на праздники, по которым они и получили свое наименование; по традиции верующие, посетив в день праздника богослужение, после него дома в первый раз вкушают скоромную пищу - разговляются.

   Говоря о соблюдении постов, следует помнить слова святых отцов Церкви: "Мы не телоубийцы, а грехоубийцы", то есть мы должны ненавидеть не свое тело, а грехи, и именно с ними бороться всеми средствами, в том числе и телесным воздержанием. Поэтому верующие, которые по болезни или иным причинам не могут соблюдать пост (даже в дореволюционные времена от поста освоюождались, к приеру, воины и рабочие на особенно тяжелых работах), должны проводить постные дни разумно, не принося себе вреда неумеренностью в соблюдении поста. В этом случае неполное соблюдение поста должно быть компенсировано усиленным прохождением поста духового (воздержанием от развлечений, увеселений и т.п.). Лучше всего обсудить этот вопрос со священником, который посоветует вам разумное решение. Однако и в этом случае, приходя на исповедь, следует обязательно об этом вспомнить и принести покаяние в нарушение поста, пусть даже и по уважительным обстоятельствам.

 

 

 
  ВЕЛИКИЙ   ПОСТ.

   Великий пост можно уверенно назвать основным из многодневных постов, особенно обязывающих верующих к его соблюдению. Он начинается за семь недель до Пасхи и продолжается 40 дней (почти шесть недель) до Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим; поэтому в церковной литературе его часто называют Святой Четыредесятницей. Но после этого пост не прекращается - за ним следует Страстная седмица, предваряющая праздник Пасхи; поэтому часто в обиходе, говоря о Великом посте, подразумевают и время собственно Великого поста, и Страстной седмицы - до праздника Пасхи (семь недель).

   Великий пост предваряют приготовительные недели, именующиеся по начальным их воскресным дням (Неделям - на церковном языке).

   Воскресный день за три недели до начала поста - Неделя мытаря и фарисея. За литургией в этот день читается Евангельская притча о мытаре и фарисее, показывающая всем нам образ истинной молитвы. На всенощном бдении накануне, в субботу, мы в первый раз слышим умилительное песнопение - "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче ...", которе поется и на последующих субботних всенощных бдениях.

   Неделя (на церковном языке - седмица) после Недели о мытаре и фарисее - сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

  Следующий воскресный день  - Неделя о блудном сыне. Евангельская притча о блудном сыне, читаемая за Литургией, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему.

   Воскресный день за неделю до начала поста - Неделя мясопустная. Предшествующий ей день - Вселенская родительская мясопустная суббота, день особенного молитвенного поминовения усопших. Неделя мясопустная также именуется Неделей о Страшном суде; за литургией читается Евангельское зачало о грядущем Втором пришествии Христовом и Страшном суде Божием. Это  - последний день, в который можно вкушать мясные продукты.

   Седмица после Недели мясопустной именуется Сырной седмицей, или масленицей. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост в среду и пятницу на остальные скоромные продукты (молочные продукты, яйцо,...) отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. На службе вечерни среды Сырной седмицы (вечером вторника) впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется во всех последованиях великолепных богослужений. Молитва святого Ефрема Сирина сопровождается либо земными, либо поясными поклонами.

   Завершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощенным воскресеньем. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

   В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну их седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Неделя 1-я Великого поста - самая строгая. Пища вкушается без растительного масла.

  После праздника  Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) начинается Страстная седмица.

    На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пищу лишь в праздники Благовещенья Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник - к примеру, в Великую пятницу) и Входа Господня в Иерусалим;  в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

 

    ПЕТРОВ  ПОСТ

Начинается в понедельник через неделю после двунадесятого праздника - Дня Святой Троицы (поэтому продолжительность поста в различные годы различная: она зависит от даты празднования Пасхи и, соответственно, Дня Святой Троицы). Предшествующая неделя - сплошная, пост в среду и пятницу отменяется.

   Петров пост - нестрогий, в его продолжение (кроме сред и пятниц) разрешается вкушение рыбы. Завершается пост 12 июля, в день памяти святых первоверховных Петра и Павла. Разговение совершается 12 июля после праздничного богослужения.

 

УСПЕНСКИЙ  ПОСТ.

   Начинается 14 августа, в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост - строгий: вкушение рыбы разрешается лишь в день двунадесятого праздника Преображения Господня 19 августа. Завершается 28  августа, в день двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы; разговление совершается после праздничного богослужения.

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ  ПОСТ

  Начинается 28 ноября и именуется также филипповым, так как 27 ноября, накануне начала поста, Церковь совершает празднование памяти святого апостола Филиппа. Пост - нестрогий, в его продолжение, кроме сред и пятниц, разрешается вкушение рыбы. Заканчивается в день великого двунадесятого праздника Рождества Христова, когда и совершается разговление.

 

 

 
  назад 
    
 
Рейтинг@Mail.ru

 

  
←Назад ↑↑↑ Вперед→
Главная | Богослужения | "Вестник храма" | Жизнь храма | История храма | Основы православия | Воскресная школа | Экскурсия по храму | Главные события | Карта сайта | Контакты |
 
 
© 2008-2018 Храмовый комплекс. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм Святого князя Владимира   (Кировский район г. Самара)
Рейтинг@Mail.ru