Как происходит чин великого водоосвящения   

 Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу…».

Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.

В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».

   Как навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ.

    Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10;55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! Идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис.55, 1; 6-7).

  Затем читают Послание апостола Павла  (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне, и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа.

Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12), где апостол повествует о самом Крещении Господа.

 Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!

 «Великий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир – Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излиял еси. Ангельския силы Тебе служат: Архангельстии ��ицы Тебе кланяются – Бог сын н��������описанный, безначальный же и несказанный – Сам убо Человеколюбце Царю, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию».

    Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, приди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

 Великая агиасма (греческое – «святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.

     «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», - это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно – и будет…

   «Ангельския крепости исполенену, да вси почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну…Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию духом Твоим Святым. Дождь же всем прикасающимся и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение», - такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.

А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:

     «О еже освятитися водам сию силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…

О еже дароватися им благодать избавления, благословлению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…

О еже низпослати Господу Богу благословоение Иорданово и освятити воды сия…

О еже бытии воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…

О еже бытии воде сей приводящей в жизнь вечную…

О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…

О черплющих и емлющих ю во освящение домов…

О еже бытии сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимя от нея…

О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».

 По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.

Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.

Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По вероваеию Церкви агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и зап����ет приступать к Святым те���у и Крови, делается обычная канонам оговорк��: «Точию агиасму да пиет».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, - различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

     Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле 

 

назад
 
Рейтинг@Mail.ru

 

  
←Назад ↑↑↑ Вперед→
Главная | Богослужения | "Вестник храма" | Жизнь храма | История храма | Основы православия | Воскресная школа | Экскурсия по храму | Главные события | Карта сайта | Контакты |
 
 
© 2008-2020 Храмовый комплекс. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм Святого князя Владимира   (Кировский район г. Самара)
Рейтинг@Mail.ru