Как происходит чин великого
водоосвящения
Чин
водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по
особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня,
в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и
действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во
плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после
заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю
молитву нашу…».
Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также
и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день
седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в
субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.
В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение совершается
с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».
Как навечерие Богоявления, так и в самый
праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде
выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест
только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и
диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком
порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь
священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет
Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол.
Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой,
кадит трижды около стола, образа, клир и народ.
Начинается великое водоосвящение пением
тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите все Духа
премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод
освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии
(35, 1-10;55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает
Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает
радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие!
Идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда
Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да
обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив
(Ис.55, 1; 6-7).
Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4)
о таинственном прообразе крещения иудеев во имя Моисея среди облака и моря, и о
духовной их пище в пустыне, и питии от духовного камня, который был образом
грядущего Христа.
Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12), где апостол
повествует о самом Крещении Господа.
Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она
зовет Господа с небес на земные воды наши!
«Великий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово
довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси
всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир – Тебе
трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют
звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты
простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море
песком: Ты к дыханием воздух излиял еси. Ангельския силы Тебе служат:
Архангельстии ��ицы Тебе кланяются – Бог сын н��������описанный, безначальный же и
несказанный – Сам убо Человеколюбце Царю, приди и ныне наитием Святого Твоего
Духа и освяти воду сию».
Одновременно бывает каждение над водой.
Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее
рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, приди и ныне
наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».
Великая агиасма (греческое – «святыня», так называется вода,
освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме
троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением,
благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при
малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
«Сам убо, Человеколюбче, Царю,
прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей
благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник,
освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну,
сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», - это говорится о
воде, что ей испрашивается исполненность ангельской крепостью, а если
испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной
силы возможно – и будет…
«Ангельския крепости исполенену, да вси
почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению
страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну…Сам и ныне, Владыко,
освяти воду сию духом Твоим Святым. Дождь же всем прикасающимся и причащающимся,
и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение», - такими сильными
и ответственно властными словами молится иерей.
А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:
«О еже освятитися водам сию силою и
действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы
действу…
О еже дароватися им благодать избавления, благословлению
Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…
О еже низпослати Господу Богу благословоение Иорданово и
освятити воды сия…
О еже бытии воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во
исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже бытии воде сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых
враг…
О черплющих и емлющих ю во освящение домов…
О еже бытии сей во очищение душ и телес, всем с верою
черплющим же и причащающимя от нея…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих
причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».
По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает
честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника
Богоявления:
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися
поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына
именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся,
Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит
крестовидно на все стороны.
Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого
подходящего священник кропит освященной водой.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая
Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа,
чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого
источника.
Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По вероваеию Церкви агиасма – не простая вода духовной
значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и
земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему Великая агиасма по канонам церковным
рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех
случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и
зап����ет приступать к Святым те���у и Крови, делается обычная канонам оговорк��:
«Точию агиасму да пиет».
Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский
сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, - различны, но на самом
деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется
один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенская вода – это святыня,
которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в
святом углу, возле
|